Семинары

13.11.2024 ОНЛАЙН-СЕМИНАР "Прикладная статистика и моделирование реальных процессов"


Научные руководители: Афанасьев Михаил Юрьевич,
Варшавский Александр Евгеньевич,
Пересецкий Анатолий Абрамович
Ученый секретарь: Макарчук Нина Ивановна
Оргсекретарь: Лысенкова Мария Александровна

Очередное заседание семинара "Прикладная статистика и моделирование реальных процессов" состоится:

13 ноября 2024 года, в среду, начало в 16 часов.

Заседание семинара проводится в формате ZOOM–конференции
Ссылка для входа в ZOOM конференцию:
Научный семинар "Прикладная статистика и моделирование реальных процессов"
Время: 13 ноября 2024 16:00 Москва
Подключиться к конференции Zoom
https://us06web.zoom.us/j/88230198385?pwd=UfpmUzDwR7ODrPRf2i8Y1u4pjS6NEt.1
Идентификатор конференции: 882 3019 8385
Код доступа: 059229


Программа заседания:

Богданова Татьяна Кирилловна, к.э.н., доцент НИУ ВШЭ
Жукова Людмила Вячеславовна, к.э.н., доцент НИТУ МИСИС

Моделирование динамики оплаты труда работников разного уровня образования в регионах

Аннотация:


Повышение качества образовательной деятельности в значительной мере связано с повышением эффективности труда педагогических работников различных уровней образования. А эффективность труда неразрывно связана с оплатой труда, которая должна удовлетворять запросам работника. Низкая относительно других секторов оплата труда педагогических работников приводит к негативным социальным последствиям.

Говоря о разных уровнях образования, следует иметь ввиду, что помимо учителей СОШ (общее образование) к этой же категории педагогических работников относятся учителя дошкольных учреждений (дошкольное образование) и педагоги СПО (среднее профессиональное образование). Для анализа заработной платы труда педагогических работников разного уровня образования в целом по РФ и по субъектам РФ (84 региона) была собрана информационная база исследования по данным Росстата за период с 2019 по 2023 гг. В анализе дошкольного уровня образования участвовало 83 региона, т.к. для г. Москвы данные не публикуются и отсутствуют в открытом доступе.

Темпы прироста заработной платы педагогических работников РФ по уровням образования, рассчитанные на основе данных Росстата за период с 2019 по 2023 гг. без и с учетом инфляции, показывают, что средняя зарплата педагогических работников в РФ на протяжении последних пяти лет растет. Тем не менее, с учетом темпа инфляции реальный рост заработной платы педагогов для различных уровней образования составляет от -1% до 5%.

Как свидетельствуют данные Росстата разброс заработной платы весьма значительный не только по уровням образования, но и по регионам. Учитывая высокий уровень разброса по регионам заработной платы педагогических работников по трем уровням образования, было проведено исследование темпов прироста заработной платы с 2019 по 2023 гг. Несмотря на близость ряда характеристик распределения: медианных значений и С – размаха, по всем трем показателям прироста заработной платы педагогических работников разного уровня образования, можно выделить четыре региона с аномальными значениями, лежащими за пределами 3-х С – размахов. Это Республика Ингушетия (37), Республика Крым (61), Орловская область (78), Белгородская область.

Для анализа соотношения динамики прироста заработной платы дошкольного и среднего профессионального образования относительно общего была посчитана разница темпов роста общего и дошкольного и общего образования и СПО. Для обоих показателей медианные значения <0, что свидетельствует о том, что темпы роста зарплаты педагогов дошкольного и среднего профессионального образования превышают темпы роста зарплаты педагогов общего образования. Это подтверждает, что есть тенденция к выравниванию зарплат педагогов независимо от уровня образования внутри регионов.

Учитывая, что существуют достаточно сильные отличия в социально- экономическом положении регионов РФ, для проведения сравнительного анализа динамики изменения заработной платы по всем регионам РФ была проведена кластеризация регионов РФ (по показателям численности населения, потребления на душу населения в 2023 г в руб., и средней заработной платы педагогов СОШ в руб. в 2023 г.) по методу Уорда, в результате которой было получено четыре кластера, для которых и оценивалась динамика заработной платы педагогов СОШ Характеристика полученных кластеров:
1-ый кластер из 50 регионов объединил регионы с самым низким уровнем зарплаты (от 29 723 р до 49 056 р) и потребления на душу населения (от 14 643 р до 30 826 р). Как видно из табл. 3, в кластере 1 темп роста заработной платы несколько выше инфляции по РФ, как по среднему, так и по медианному значению.
Во 2-ой кластер объединены 26 регионов с более высокими социо-экономическими показателями по сравнению с регионами 1-го кластера – заработная плата педагогов СОШ (зарплата от 39 901 р. до 86 662 р., потребление на душу населения от 26 644 р. до 44 431 р.). В кластере 2 темп роста заработной платы также, как и в кластере 1, несколько выше инфляции по РФ, как по среднему, так и по медианному значению.
3-ий кластер состоит из регионов - Москва, Московская обл., СПБ, Краснодарский край, в которых высокие заработные платы педагогов СОШ как в 2019 г., так и в 2023г., а также наибольшая в РФ численность населения. Как видно из табл. 2, в кластере 3 средние и медианные темпы роста за период с 2019 г. по 2023 г. не превышают средний уровень инфляции по РФ (41%).

Четыре малочисленных северных региона объединены в 4-ый кластер: Ямало- Ненецкий и Чукотский округа и Магаданская и Сахалинская области. Это регионы, в которых действует особая система доплат в связи со сложными условиями проживания, и средняя заработная плата педагогов – одна из самых высоких, при крайне малой численности населения. В этом кластере реальный рост заработной платы педагогов СОШ самый высокий среди всех кластеров предположительно за счет северных или сельских надбавок.

Для прогнозирования зарплаты учителей на информационной базе, включающей 76 регионов, вошедших в 1-ый кластер, с использованием ПО IBM SPSS Statistics была построена линейная регрессионная модель, следующего вида:

    Y = -3264,240 + 0,013∗x1 + 0,574∗x2 + 506,583∗x3 + ¿
      Где:
      Y – зависимая переменная, характеризующая уровень средней зарплаты учителей в регионе в руб. x1 – предиктор, характеризующий уровень ВРП на душу населения в руб.
      x2−¿предиктор, характеризующий уровень потребления на душу населения в руб.
      x3−¿предиктор, характеризующий удельный вес молодежи нетрудоспособного возраста в регионе в %.

Результаты проведенного статистического анализа подтверждают, что в настоящее время зарплата учителей практически полностью определяется социально-экономическим развитием региона. Но для сокращения дифференциации в уровне оплаты труда учителей в регионах при формировании заработной платы, в первую очередь, должен учитываться уровень квалификации учителя. Это позволит сохранить наиболее квалифицированные кадры в регионах и, тем самым, будет способствовать повышению качества образования подрастающего поколения.




Возврат к списку

  • О ЦЭМИ
  • Организационная структура ЦЭМИ
  • Деятельность института
  • Научные исследования
  • Подготовка научных кадров
  • Публикации
  • Диссертационные советы
  • Новости
  • Точка зрения
  • Архив
Последние новости: