Письмо Председателю рабочей комиссии по интеллектуальной собственности вице-президенту РАН академика Н.А. Платэ

                             10.11.2002 г.

Председателю рабочей комиссии по
Интеллектуальной собственности
при Президиуме РАН
Академику Н.А.Платэ
 
 
        Замечания и предложения
по проектам Указа Президента Российской Федерации
и Постановления Правительства Российской Федерации,
предлагаемым к обсуждению на ближайшем заседании
Комиссии (получены 4.11,2002 г.)
 
 

Предложения по разработке основ государственной политики в области создания и использования результатов интеллектуальной деятельности (в дальнейшем - РИД), полученных за счет средств федерального бюджета, и издание впредь до принятия 4-ой части Гражданского Кодекса, соответствующего Указа Президента были высказаны впервые на совещании у Вас в октябре 1999 года, в котором принимал участие бывший заместитель Министра науки и технологий Юдинцев Ю.Н.

Повторно мои соображения по содержанию подобного нормативного акта были изложены в статье в журнале «Вооружение, Политика, Конверсия» номер 1 за 2000 год. Поэтому я являюсь последовательным сторонником издания Указа Президента по затронутому вопросу.
Рабочие варианты текстов этого Указа предлагались мной в инициативном порядке от имени РАН Минюсту РФ, Минобороны РФ, Минпромнауки РФ,
В последний раз подобное предложение ( с Вашего согласия } была передано Минпромнауки я обсуждено с руководством Департамента интеллектуальной собственности в июле-августе сего года. Следует отметить, что предложенные в настоящее время для обсуждения проекты документов в значительной степени содержат те предложения, которые были переданы Минпромнауки и обсуждались с ними летом 2002 года.
Однако, предлагаемые проекты нормативных актов содержат ряд абсолютно неприемлемых принципиальных положений, по которым РАН высказывалась ранее неоднократно, а именно:

1.   Проект Указа в п.2 предусматривает, что порядок распределения прав на РИД «.. .устанавливается Правительством Российской Федерации....» РАН многократно и категорически указывала на то, что административное усмотрение в этом вопросе недопустимо и идет вразрез с установленной Конституцией и Гражданским Кодексом РФ свободой заключения гражданско-правового договора. Эта позиция должна отстаиваться и в дальнейшем последовательно и бескомпромиссно.

Поэтому предлагаемый для утверждения Постановлением Правительства РФ «Порядок распределения прав на РИД...» не может быть принят по принципиальным соображениям. Ни одна из сторон в гражданско-правовом договоре не может иметь преимуществ и/или привилегий.
2.   Пункт 2 абзац 3 проекта Указа воспроизводит положение «Основных направлений...», утвержденных  Распоряжением Правительства РФ N 1607-р от 30.11.2001 г., (...РИД, непосредственно влияющие на обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации, а также доведение которых до стадии промышленного применения берет на себя государство ...).
К  сожалению,  недобросовестные  чиновники  от юриспруденции  и  науки толкуют указанное выше положение как наличие двух альтернативных условий, придавая значение словам «а также» значение союза «или».
Необходимо    напомнить,    что    РАН,    визируя    упомянутые    «Основные направления...» исходило, в первую очередь, из тех соображений, что  текст «Основных направлений...» содержал указанное выше ключевое положение, и оно толковалось именное в смысле одновременного действия двух условий, то есть, словам «а также» придавалось значение союза «и».
Pатронутый вопрос не является предметом семантического спора, а представляет собой основополагающее расхождение в подходах чиновничества и научного сообщества к правообладанию на РИД, созданные за счет средств государственного бюджета.
3.  В  пункте  2  предлагаемого  проекта Постановления  Правительства (стр.7) предпринимается попытка дать определение результатов НИОКР, которая ярко отражает стремление бюрократического аппарата свалить в одну кучу разные по своему правовому содержанию объекты гражданских прав: результаты интеллектуальной деятельности и их материальные носители (документацию, опытные    образцы, изделия) Подобный подход юридически некорректен и недопустим.
4.  Пункт 10 проекта Постановления Правительства предлагает внесение изменений в изданное ранее Постановление Правительства РФ номер 982 от 02.09.2002 г. Полагаю, что предлагаемые Академией принципиальные подходы к определению основ государственной политики в области создания, правообладания и использования РИД, полученные за счет средств федерального бюджета, безусловно требуют внесения соответствующих изменений и в Постановление Правительства номер 1132 от 28.08.1998 г.
 
Приложение: проекты Указа и Постановления Правительства, переданные
Минпромнауки в августе 2002 г,, доработанные с учетом обсуждения В Минпромнауки (на  10 листах)
 
Член рабочей комиссии по интеллектуальной
Собственности при Президиуме РАН
Академик                                                                                  Бункин Б.В.

Возврат на предыдущую страницу

Возврат на главную страницу