В. И. Бабкин
выступление на заседании Совета 10.07.2002г.

Начну с того, "плохие" законы, за которые постоянно ругают Государственную Думу, как правило, вносит Правительство РФ и "продавливает" эти законы, опираясь на думское большинство. Поэтому существует реальная опасность, что Министерство юстиции сможет убедить Правительство внести проект закона в обсуждаемой редакции и, учитывая сегодняшний расклад Думы, можно опасаться, что он будет принят без особого обсуждения. К тому же, представленный проект закона ярко демонстрирует пример, т.н. назывного права, когда вместо создания реального правового механизма по защите и развитию, необходимого государству производства, придается законодательное оформление желания исполнительной власти ввести новый фискальный механизм, ничего общего с интересами государства не имеющий. 

Деятельность ФАПРИД, которую должен узаконить обсуждаемый законопроект, на протяжении всего периода существования этой организации приводила не только к негативным результатам, но и к, фактически, криминальным ситуациям, произошедшими с доходной частью федерального бюджета 1999 года, а также 2000 года. 

В бюджете I999 года появилась доходная 77 статья, от "средств, получаемых от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, военного, специального и двойного назначения". Конкретные суммы - не указаны. В Федеральном законе "Об исполнении Федерального бюджета на 1999 год" доходы от этой статьи отсутствуют.

Но в бюджете 2000 года появляются две статьи. 

Статья 23. Которая, устанавливает получение дохода (в ст.29 указывается размер – 9,6 млрд. руб.) от "поступающих от осуществления мероприятий по претензионной работе по восстановлению прав Российской Федерации на результаты НИОКР военного, специального и двойного назначения в Российской Федерации и за рубежом".

Но это еще не все.

В следующей - 24 статье говорится о доходах, полученных от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на те же результаты и используются:

в том числе 1,5 млрд. руб., на финансирование станции “Мир” в пилотируемом режиме. Итого 11,1 млрд. руб.

При обсуждении вопроса о сохранении станции "Мир" представитель Минфина в конце октября 2000 года заявил, что доходов на эти цели, предусмотренных статьей 24, не получены.

Дальше, больше. В декабре 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный закон (№ 145-ФЗ) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 2000 год в связи с получением дополнительных доходов", с помощью которого по "шумок" распределения дополнительных доходов депутаты не удосужились задать вопрос в каком направлении исчезли 11,1 млрд. руб., т.к. Правительство вместе с планом распределения дополнительных доходов внесло коррективы в статьи 24 и 29, убрав эти цифры из статей.

По-видимому, Правительство, решив не наступать на "грабли" в следующий раз, в бюджетах на последующие годы убрало эти "доходы", хотя по некоторым сведениям, эти доходы просто перевели в секретные приложения, которые недоступны широкой общественности.

Практика деятельности ФАПРИДа привела к регламентируемым и немалым поборам в виде т.н. лицензионных платежей (5-10 процентов с объема продаж, а не с объема доходов от прав на результаты научно-технической деятельности) с внешнеторговой деятельности "Рособоронэкспорта", предприятий Минатома, РАКА, РАСУ и др., при этом никаких действий по реальной охране объектов прав по распоряжению результатами научно-технической деятельности в обозначенной области не производит.

Кстати, это не первая попытка законодательно закрепить, т.н. права государства на результаты научно-технических работ, проведенных полностью или частично, за счет средств федерального бюджета.

Эти положения содержались в проекте части 3 ГК РФ, который был отозван из Государственной Думы, эти же положения содержатся в известных Указах Президента (№ 556, 14.05.98 г., № 863, 22,07.98 г)., а также Постановлений Правительства (№ 1132, 29.09.98 г., № 982, 02.09.99 г.). Эти же положения содержались во внесенных в конце 2001 в Государственную Думу и принятых в первом чтении проектов законов о внесении изменений и дополнений в действующие законы: "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем", "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации", которые можно объединить по одному признаку, в этих законопроектах предусматривается зафиксировать права Российской Федерации или субъекта Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, финансируемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Правда в них, при подготовке к последующим чтениям, удалось внести изменения. Первым прошел с корректировкой закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем". Что будет дальше посмотрим.

Поэтому не обращать пристального внимания на предложенный законопроект было бы неправильно.

 

В. И. Бабкин

 

 

Возврат на предыдущую страницу

Возврат на главную страницу