Начну
с того, "плохие" законы, за которые постоянно ругают Государственную Думу,
как правило, вносит Правительство РФ и "продавливает" эти законы, опираясь
на думское большинство. Поэтому существует реальная опасность, что Министерство
юстиции сможет убедить Правительство внести проект закона в обсуждаемой
редакции и, учитывая сегодняшний расклад Думы, можно опасаться, что он
будет принят без особого обсуждения. К тому же, представленный проект закона
ярко демонстрирует пример, т.н. назывного права, когда вместо создания
реального правового механизма по защите и развитию, необходимого государству
производства, придается законодательное оформление желания исполнительной
власти ввести новый фискальный механизм, ничего общего с интересами государства
не имеющий.
Деятельность
ФАПРИД, которую должен узаконить обсуждаемый законопроект, на протяжении
всего периода существования этой организации приводила не только к негативным
результатам, но и к, фактически, криминальным ситуациям, произошедшими
с доходной частью федерального бюджета 1999 года, а также 2000 года.
В
бюджете I999 года появилась доходная 77 статья, от "средств, получаемых
от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты
научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, военного, специального
и двойного назначения". Конкретные суммы - не указаны. В Федеральном законе
"Об исполнении Федерального бюджета на 1999 год" доходы от этой статьи
отсутствуют.
Но
в бюджете 2000 года появляются две статьи.
Статья
23. Которая, устанавливает получение дохода (в ст.29 указывается размер
– 9,6 млрд. руб.) от "поступающих от осуществления мероприятий по претензионной
работе по восстановлению прав Российской Федерации на результаты НИОКР
военного, специального и двойного назначения в Российской Федерации и за
рубежом".
Но
это еще не все.
В
следующей - 24 статье говорится
о доходах, полученных от распоряжения принадлежащими Российской Федерации
правами на те же результаты
и используются:
в
том числе 1,5 млрд. руб., на финансирование станции “Мир” в пилотируемом
режиме. Итого 11,1 млрд. руб.
При
обсуждении вопроса о сохранении станции "Мир" представитель Минфина в конце
октября 2000 года заявил, что доходов на эти цели, предусмотренных статьей
24, не получены.
Дальше,
больше. В декабре 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный закон
(№ 145-ФЗ) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Федеральном
бюджете на 2000 год в связи с получением дополнительных доходов", с помощью
которого по "шумок" распределения дополнительных доходов депутаты не удосужились
задать вопрос в каком направлении исчезли 11,1 млрд. руб., т.к. Правительство
вместе с планом распределения дополнительных доходов внесло коррективы
в статьи 24 и 29, убрав эти цифры из статей.
По-видимому,
Правительство, решив не наступать на "грабли" в следующий раз, в бюджетах
на последующие годы убрало эти "доходы", хотя по некоторым сведениям, эти
доходы просто перевели в секретные приложения, которые недоступны широкой
общественности.
Практика
деятельности ФАПРИДа привела к регламентируемым и немалым поборам в виде
т.н. лицензионных платежей (5-10 процентов с объема продаж, а не с объема
доходов от прав на результаты научно-технической деятельности) с внешнеторговой
деятельности "Рособоронэкспорта", предприятий Минатома, РАКА, РАСУ и др.,
при этом никаких действий по реальной охране объектов прав по распоряжению
результатами научно-технической деятельности в
обозначенной области не производит.
Кстати,
это не первая попытка законодательно закрепить, т.н. права государства
на результаты научно-технических работ, проведенных полностью или частично,
за счет средств федерального бюджета.
Эти
положения содержались в проекте части 3 ГК РФ, который был отозван из Государственной
Думы, эти же положения содержатся в известных Указах Президента (№ 556,
14.05.98 г., № 863, 22,07.98 г)., а также Постановлений Правительства (№
1132, 29.09.98 г., № 982, 02.09.99 г.). Эти же положения содержались во
внесенных в конце 2001 в Государственную Думу и принятых в первом чтении
проектов законов о внесении изменений и дополнений в действующие законы:
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой
охране топологий интегральных микросхем", "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации "О правой охране программ для
электронных вычислительных машин и баз данных", "О внесении изменений и
дополнений в Патентный закон Российской Федерации", которые можно объединить
по одному признаку, в этих законопроектах предусматривается зафиксировать
права Российской Федерации или субъекта Российской Федерации на результаты
научно-технической деятельности,
финансируемые за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта
Российской Федерации.
Правда
в них, при подготовке к последующим чтениям, удалось внести изменения.
Первым прошел с корректировкой закон "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой
охране топологий интегральных микросхем". Что будет дальше посмотрим.
Поэтому
не обращать пристального внимания на предложенный законопроект было бы
неправильно.