Семинары

20.04.2021. ОНЛАЙН-СЕМИНАР "Математическая экономика"

Очередное заседание семинара "Математическая экономика" (руководители - д.ф.-м.н. В.И.Данилов и академик В.М.Полтерович) состоится

во вторник, 20 апреля 2021 г., в 11 часов 30 минут

Заседание семинара проводится в формате ZOOM–конференции

Ссылка для входа в видео-конференцию (заработает за 10-15 минут до начала семинара):
https://us02web.zoom.us/j/82739396535?pwd=SGVLNStrUktVaG1FVDl2ektualVEQT09
Meeting ID: 827 3939 6535, Passcode: 599862
По вопросам установки zoom и другим техническим вопросам обращайтесь на эту почту: mathecon.cemi@gmail.com.
Инструкция по работе в ZOOM


Программа заседания:

В.Е. Дементьев (ЦЭМИ РАН)
Реципрокность в условиях современного развития


Аннотация к докладу:

Реципрокность (reciprocity) - взаимообмен дарами (положительная реципрокность), неприятностями (отрицательная). Доминирование реципрокности относят к периоду, когда рыночные отношения играли второстепенную роль (К.Полани). Однако и в современных условиях реципрокность имеет большое значение не только в экономике.

С 1980-х годов начинаются экспериментальные исследования реципрокного поведения, свидетельствующие об ограниченности теорий, которые исходят из чистого эгоизма участников. Среди игр, наиболее часто используемых в таких экспериментах, - «игра доверия» (Trust Game or Investment Game). Эти игры выявляют не только положительную реципрокность, но отрицательную реципрокность как следствие неприятия неравенства (эксперимент ультимативного торга). Эксперименты подтверждают, что полезность зависит как от материальной, так и от психологической выгоды, показывают влияние культуры на принимаемые решения (Culp, Schumacher, 2011). Трудовые отношения – одна из сфер приложения таких исследований.

Исследования реципроксности охватывают ситуацию с пандемией (Alfaro et al., 2020). Одинаковые для всех социальных групп жесткие ограничительные меры наталкиваются на отрицательную реципрокность. Отмечается положительная роль альтруизма в сдерживании распространения инфекции.

Вопрос о реципрокности избранных лидеров по отношению к тем, кто отдал им свои голоса, обсуждается в контексте новых выборов (Dalmia et al., 2020). Показано, что кандидаты могут ограничивать реципрокность по отношению к прошлым избирателям, сигнализировать о своей близости к избирателям, важным для переизбрания, а эгоистичные кандидаты способны имитировать реципрокность.

Современные рынки демонстрируют рост реципрокности в связи с развитием цифровых технологий (Ezrachi, Stucke, 2017). Использование онлайн информация о ценах, одинаковые алгоритмы ценообразования способствуют согласованному поведению продавцов. Молчаливый алгоритмический сговор – проблема для антимонопольных органов. При равенстве цен конкуренция уходит на уровень тайных скидок, варьировать которые помогает искусственный интеллект на основе сбора развернутой информации о клиентах.

Многие цифровые продукты являются сетевыми благами, и их полезность зависит от числа потребителей. Численный анализ модели дуополии на рынке сетевых благ показывает фактически реципрокное поведение участников в начальный период формирования этого рынка (Дементьев, Евсюков, Устюжанина, 2019, 2020; Дементьев, Светлов, 2020). Достигаемое таким образом сокращение периода формирования критической массы потребителей отвечает интересам не только поставщиков, но и потребителей, поскольку при этом ускоряется рост полезности сетевого блага.

Приглашаем Вас принять участие в заседании семинара! 


Видео-записи предыдущих докладов можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=VTP156gP4gA&list=PLCz88q2rdEwA-HJa6ZLz4DdLqMIhPfFKQ

Возврат к списку

  • О ЦЭМИ
  • Организационная структура ЦЭМИ
  • Деятельность института
  • Научные исследования
  • Подготовка научных кадров
  • Публикации
  • Диссертационные советы
  • Новости
  • Точка зрения
  • Архив
Последние новости: