В.М.Полтерович: "Элементы теории реформ": Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 9
Глава 1 В ПОИСКАХ РУКОВОДСТВА ДЛЯ РЕФОРМАТОРОВ 17
1.2. Расширенный порядок Ф.Хайека 24
1.3. Расширенный порядок и реформы 26
1.4. Вашингтонский консенсус: десять рекомендаций 28
1.5. Последствия шоковой стратегии реформ: опыт России 34
1.6. Вашингтонский консенсус: где ошибки? 41
1.7. Заключительные замечания 49
2.2. Нормы и нормообразующие факторы 51
2.3. Естественный отбор и реформы 53
2.4. Трансплантация, конструирование и закрепление неформальных норм 55
2.5. Институциональное экспериментирование и принцип вытеснения 56
2.6. Переходная рента и перераспределительная активность 58
2.7. Трансакционные издержки 61
2.8. Издержки институциональной трансформации 62
2.8.2. Прямые издержки формирования институтов 62
2.8.3. Издержки дезорганизации 64
2.8.4. Издержки интенсификации перераспределительной деятельности 65
2.9.2. Условия осуществимости институциональных изменений 69
2.9.3. Технический прогресс, изменения цен и экономический рост 72
2.9.4. Извлечение переходной ренты 72
2.11. Институциональная ловушка и гистерезис 76
2.12. Дисфункции институтов 78
2.12.2. Активизация альтернативных институтов и отторжение 80
2.12.3. Институциональный конфликт 83
3.2. Примеры институциональных ловушек 92
3.3. Бартерная ловушка 99
3.4. Экономика неплатежей Калво-Коричелли 107
3.5. Ловушка теневой экономики 115
3.6. Коррупционная ловушка 118
3.7. Выход из институциональных ловушек 121
3.7.2. Быстрый экономический рост 124
3.7.3. Эволюция гражданской культуры 125
3.7.4. Системный кризис 127
4.2. Выращивание институтов 134
4.3. Стратегия промежуточных институтов 136
4.4. Инициация реформ 139
4.4.2. Принятие решений о реформе как перераспределительный конфликт 141
4.4.3. Модель "Война на истощение" (war of attrition) 147
4.6. Шоковая терапия или градуализм 153
4.6.2. Последовательно или одновременно? Случай общей неопределенности 158
4.6.3. Оптимальная последовательность реформ 163
4.7.2. Стадии модернизации 169
4.7.3. Опыт "восточно-азиатских тигров" 171
4.7.4. Стимулирование роста в развитых странах 175
4.7.5. Структура долгосрочных стратегий 179
4.7.6. Стимулирование роста в XXI веке 192
4.7.7. Заключительные замечания 193
5.2. Особенности рынка трансплантатов 199
5.2.2. Посредники и предложение реформ на внутреннем рынке 200
5.2.3. Парадокс передачи 201
5.3.2. Инфраструктура трансплантации: вспомогательные и промежуточные институты 204
5.3.3. Использование структурной аналогии 205
5.5. Создание массовой ипотеки в России как проблема трансплантации 208
5.5.2. Подтверждение базовых гипотез теории трансплантации 215
5.5.3. Опыт создания ипотеки в переходных экономиках Восточной Европы и России 218
5.5.4. Стройсберкасса как промежуточный институт 220
5.5.5. Стратегия развития ипотеки в России 221
6.2. Трансформационный спад в переходных экономиках - общая характеристика 236
6.3. Создание новых институтов: прямые издержки реформ 239
6.4. Дезорганизация 240
6.4.2. Модель дезорганизации Бланшара-Кремера 244
6.5.2. Неверный выбор момента реформ 250
6.5.3. Неверный выбор темпа реформ 251
6.5.4. Неверный выбор последовательности реформ 252
6.5.5. Пассивная социальная и промышленная политика; недостаточная компенсация проигравшим 252
6.5.6. Ошибочная стратегия строительства новых институтов 256
6.5.7. Реформы - инструмент административной борьбы 256
6.5.8. Циклы перераспределения 256
6.7. Влияние выбора последовательности реформ: эффект ранней приватизации 270
6.7.2. Данные 272
6.7.3. Результаты расчетов: влияние начальных условий и последовательности реформ на ВВП 275
6.7.4. Почему незначима скорость либерализации? 279
6.7.5. Заключительные замечания 281
6.9. Гражданская культура и издержки реформ 284
6.9.2. Индивид и социалистическое государство: двойственная природа патернализма 289
6.9.3. Низкий уровень доверия к государственным институтам 289
6.9.4. Пассивность 292
6.9.5. Привычка к нарушению закона 294
6.9.6. Производственный коллективизм 299
6.9.7. Отношение к иностранцам 300
6.9.8. Отношение к институтам рынка 301
6.9.9. Отношение к институтам демократии и либеральным ценностям 302
6.9.10. Манипулируемость 302
6.9.11. Культура управления 303
7.1.2. Ресурсные ограничения 312
7.1.3. Технологические ограничения 313
7.1.4. Особенности гражданской культуры и человеческий капитал 314
7.1.5. Политические ограничения: принятие решений о проведении реформ 315
7.1.6. Комплементарность институтов и последовательность реформ 317
7.1.7. Ослабление ограничений вдоль траектории 318
7.1.8. Сдерживание перераспределительной активности 319
7.1.9. Формирование благоприятных институциональных ожиданий и стимулирование движения вдоль траектории 320
7.1.10. Парето - улучшение и компенсация потерь 322
7.1.11. Использование инструментов стимулирования роста 323
7.1.12. Перспективные траектории 323
7.2.2. Китай и Россия: сопоставление стратегий 331
7.2.3. Заключительные замечания 346
8.1.2. Связь между инфляцией и экономическим ростом 351
8.1.3. Стабилизационные программы 351
8.1.4. Модель Бруно 354
8.2.2. Недавние результаты: эффект от снижения инфляции зависит от ее исходного значения и уровня развития страны 361
8.2.3. Причины, издержки и выгоды инфляции: сводка некоторых известных фактов 365
8.3.2. Методы приватизации 373
8.3.3. Модель Агьона - Бланшара 376
8.3.4. Приватизация и каскад монополий 391
8.4.2. Причины избыточной занятости 395
8.4.3. Базовая модель коллективной фирмы. Стабильные уровни занятости 400
8.4.4. Нечувствительность решений о занятости и "текучесть" кадров 404
8.4.5. Фирма, управляемая "социально-ответственным" менеджером 406
8.4.6. Заключительные замечания 409
8.5.2. Модель Берглофа - Ролана 414
Заключение 2. О секторе институциональных исследований и разработок 428
ЛИТЕРАТУРА 430