1.1. Изменения 5
1.2. Методология анализа проблем 8
1.3. Классификация проблем 8
1.4. Подходы к решению проблем 10 Проблема непосредственного выживания предприятия10 Проблема поиска партнеров14 Формирование эффективного бизнеса17 Проблема социальной вовлеченности служащих в производственный процесс21 Творческий характер труда23 Формирование полезных синергетических эффектов24 Полнота реализации миссии24
1.5. Основные подходы к решению проблем 25 Несоответствие вертикальной организационной структуры динамичной среде современного бизнеса25 Меры по решению проблем26
1.6. Анализ стратегии 29
Литература 30 2. ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ 31
2.1. Потребность в стратегии 31
2.2. Типы стратегий 34 Подходы к формированию стратегии34 Воплощение намерений руководства36 Реализация потенциала коллектива37 Рациональное управление39 Формирование конкурентных преимуществ43 Отслеживание адекватности окружающей среде50
2.3. Инструменты стратегии 54
2.4. Формирование стратегии 57 Стратегический анализ57 Анализ конкурентной среды61 Анализ организации62 Анализ коллектива и социальных отношений65 Анализ руководителей и их ценностей65 Эвристические подходы к формированию стратегии66 Базовые стратегии67 Влияние подхода на формирование стратегии 69 Эволюция предприятия и стратегии70 Оценка качества процесса формирования стратегии72
Литература 75 3. ПОДГОТОВКА К ПЛАНИРОВАНИЮ 76
3.1. Анализ окружающей среды 76
3.2. Анализ потенциала предприятия 91 Сильные и слабые стороны92 Анализ последовательности привносимых ценностей95 Анализ культуры 95 Анализ компетенции96 Анализ ресурсов98 Целостный взгляд на анализ потенциала предприятия99
3.3. Параметры стратегии 99 Уровни стратегии99 Виды основной стратегии100 Риски основных стратегий102 Стратегии конкуренции105 Факторы, влияющие на стратегию конкурентной борьбы106 Функциональные стратегии107 Три подхода к формированию стратегии110 Сложность формирования стратегии113 Социально-политический анализ113
Литература 116 4. ПЛАНИРОВАНИЕ 117
4.1. Место планирования в формировании стратегических решений 117
4.2. Ключевые результаты плана 123
4.3. Формирование стратегического плана 128
4.4. Подходы к формированию плана 130
4.5. Полезность плана 134
4.6. Общее планирование 137
4.7. Стадии жизненного цикла планирования 141
4.8. Описания работ (SOW, Statement of Work) 146
4.9. Неработающие планы 147
Литература 149 5. МЕТОДЫ АНАЛИЗА Н ФОРМИРОВАНИЯ РЕШЕНИЙ 150
5.1. Матрицы стратегического выбора 150
5.2. Принципы построения матриц стратегического выбора 155
5.3. Методы анализа 157 Точки безубыточности159 Метод коэффициентов162 Метод Дю Пона171 Экономический анализ173 Управленческий анализ176
5.4. Механизмы реализации стратегии 180
Литература 182 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ 183
6.1. Экономические механизмы распределения ресурсов 183
6.2. Механизмы общественного выбора 186 Взаимные подстройки186 Оплата побочных эффектов и общественных продуктов188
6.3. Методы работы с экспертными оценками 189 Принятие решений189 Получение экспертных оценок189 Получение итоговой оценки190 Работа с нечеткими категориями192
6.4. Количественные методы 192 Оптимизация 192 Системная оптимизация194 Динамическое программирование196 Дерево решений198 Критический путь200 Минимальный разрез201 Плата за вход202 Множество Парето204
6.5. Факторы риска, неопределенности и форс-мажора 205
6.6. Опционы 207
Литература 208 7. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПА ОСНОВЕ САМООРГАНИЗАЦИИ 209
7.1. Дефицит управленческих умении и навыков 209 Исторические перспективы210 Изменение среды214 Резервы предприятия231 Внутренние источники проблем предприятия232
7.2. Управление на основе самоорганизации 238 Способность к самоорганизации238 Управление на основе самоорганизации240
Литература 241 8. УНИВЕРСИТЕТ КАК КОРПОРАЦИЯ ПО ПРОДАЖЕ ЗНАНИЙ 242
8.1. Потребность в смене ориентации 242
8.2. Анализ спроса 242
8.3. Сильные и слабые стороны университета 252
Литература 254 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 255