ВВЕДЕНИЕ

"Конкуренция есть процедура открытия новых знаний", - писал Ф.Хайек еще в 1945 г. (Hayek, 1945). Спустя 20 лет С.Кузнец подчеркивал, что "возрастание багажа полезных знаний и расширение сфер их применения составляют суть современного экономического роста" (Kuznets, 1966). Еще через два десятка лет ту же мысль можно обнаружить в работах Д.Тиса, одного из пионеров систематического исследования рынка знаний и роли знаний в управлении фирмами: "экономическое процветание основывается на знаниях и их полезном применении" (Teece, 1981). Однако интеллектуальный прорыв в понимании истинной социально-экономической роли знания совершен в середине ХХ в. П.Друкером (Drucker, 1950, 1968) и Ф.Махлупом (Machlup, 1962). По их мнению, расширение использования знания как одного из эффективных ресурсов производства и управления в рамках предприятия (что отмечалось и ранее) должно привести к качественному изменению коренных основ экономики и общества в целом: первая становится "экономикой знаний", второе - "обществом знаний". В 2000 г. построение экономики, основанной на знании, было объявлено политической целью развития Европейского союза. Степень достижения этой цели странами Европы с применением количественных оценок детально исследована в (Towards а Knowledge-Based…, 2002).

Инструментальное направление данной теории, связанное с созданием и применением компьютерных средств хранения, накопления и трансформации знаний, также достигло существенного прогресса к середине 1980-х годов в результате развития корпоративных компьютерных систем искусственного интеллекта, предметно- и проблемно-ориентированных экспертных систем (см., например, Уотермен, 1989) и привело к оформлению научно-прикладной дисциплины "управление знаниями" (managing knowledge; с 1986 г. наиболее употребительное выражение - knowledge management).

Таким образом, идеология изучения когнитивных (т.е. определяемых характером, содержанием и механизмами создания, распространения и использования знаний) особенностей современной экономики и общества, продолжающая в известном смысле идеи, с одной стороны, Платона, с другой - Аристотеля, к настоящему времени вполне сформировалась и составляет одно из наиболее динамично развивающихся направлений мировой экономической науки. В современном Интернете свыше полутора тысяч сайтов тесно связано с экономикой знаний. В начале XXI в., по оценкам, около 80% рабочих мест в США и в Европе относятся к областям экономики, производящим либо знания, либо технологии, либо программные продукты.

Нельзя не вспомнить в данном контексте высказывание Герберта Уэллса, еще в 1940 г. писавшего: "Огромное и все возрастающее богатство знаний разбросано сегодня по всему миру. Этих знаний, вероятно, было бы достаточно для решения всего громадного количества трудностей наших дней - но они рассеяны и неорганизованны. Нам необходима очистка мышления в своеобразной мастерской, где можно получать, сортировать, суммировать, усваивать, разъяснять и сравнивать знания и идеи".

Вместе с тем на сегодняшний день экономика знаний как наука об особенностях, роли и месте знаний в составе ресурсов, условий и результатов экономической деятельности не обладает достаточной полнотой в смысле охвата всех необходимых уровней предметной области. В соответствии с естественной иерархией предметной области в экономической науке в целом структурно выделяются и активно развиваются, обладая самостоятельными видением и методологией исследования, глобальная экономика; международная экономика; макроэкономика; мезоэкономика; микроэкономика; экономика предприятий ("миниэкономика") и наноэкономика (см., например, Клейнер, 2004 (б)).

Экономика знаний как научная дисциплина изучает под определенным (когнитивным) углом зрения все уровни и подразделения народного хозяйства. В настоящее время наиболее активно в теоретическом плане развивается макроэкономика знаний, главным образом в аспекте взаимоотношений роста объема знаний в экономике и макроэкономического роста (см. Макаров, 2003 (а); Макаров, 2003 (б); Гапоненко, 2006; Голиченко, 2006; Инновационный менеджмент, 2004; Aghion, Frydman at al, 2003 и др.), а в прикладном - управление знаниями на уровне фирмы (см. Букович и Уилльямс, 2002; Нонака и Такеучи, 2003; Мильнер, 2003; Джанетто и Уилер, 2005 и др.).

Один из побудительных мотивов к написанию данной книги - желание авторов в определенном смысле заполнить разрыв между этими направлениями экономики знаний и рассмотреть теоретические и методологические вопросы экономики знаний на микроуровне - уровне функционирования и развития предприятий и организаций и их межсубъектного взаимодействия.

В главе 1 мы анализируем тенденции развития экономики и общества в когнитивном ракурсе, даем периодизацию развития экономики с точки зрения изменения роли знаний как фактора и результата производства. Экономика знаний рассматривается здесь не только как научная дисциплина, но и как перспективное состояние народного хозяйства, характеризующееся приоритетной ролью знаний как ресурса производства.

В главе 2 после уточнения базисного понятия знания, отделения знаний от данных и информации исследуется многообразие функций, исполняемых знаниями в экономике знаний. Показывается роль знаний в процессах управления, организации экономики и общества.

Далее в главе 3 характеризуются принципиальные особенности экономики знаний как стадии развития народного хозяйства. Рассматриваются основные элементы микроэкономического описания такой экономики. Исследуются характерные особенности спроса и предложения, индивидуальный характер цен и другие условия трансакции в экономике знаний, внутренняя структура и внешняя оценка капитала фирмы (с упором на интеллектуальную часть капитала). Обосновывается целесообразность создания индивидуальных теорий фирмы для объяснения функционирования отдельного предприятия в экономике знаний.

В главе 4 развивается системный подход к исследованию взаимосвязей между предприятием (фирмой) и его окружением. После уточнения важных понятий системы, структуры, системной парадигмы в экономике формулируются основные положения системного подхода на микроуровне экономики. На базе в развиваемой в ЦЭМИ РАН системно-интеграционной теории предприятия даются ответы на вопросы о месте и роли управления знаниями в системе управления другими подсистемами предприятия и корпоративным предприятием в целом. Внутреннее наполнение предприятия рассматривается как многоуровневая (многослойная) система, включающая ментальную, культурную, институциональную, когнитивную, технологическую и историческую подсистемы. Исследуется взаимосвязь между ними и показывается роль этих подсистем в процессах создания и адаптации новых знаний на предприятии. Освещаются многосторонние взаимосвязи между внутри- и межкорпоративной когнитивной средой, с одной стороны, и пространством знаний экономики в целом - с другой. Выдвигается и обосновывается гипотеза о строении основных "кирпичиков" микроэкономики как элементарных составляющих таких объектов, что дает возможность вплотную подойти к определению генетической базы ("генома") предприятия.

На базе данного подхода в главе 5 рассматриваются базисные проблемы управления корпорациями в контексте микроэкономики знаний. Отмечается, что переход к использованию знаний в качестве основного и относительно самостоятельного ресурса производственно-хозяйственной деятельности требует существенного изменения самой парадигмы корпоративного управления, более активного консолидированного участия стейкхолдеров в целом и акционеров в особенности в когнитивных процессах и принятии решений на предприятиях и в корпорациях. Показывается роль внешних акционеров компаний в повышении эффективности когнитивной деятельности предприятий.

Глава 6 содержит практические рекомендации по развитию экономики знаний в России. Раскрывается когнитивный потенциал многоуровневого стратегического планирования. Предлагаются меры по расширению и углублению роли научного и корпоративного сообщества в ускорении движения России по пути создания экономики знаний.


Copyright © ЦЭМИ 1996-99 г.
117418, Москва, Нахимовский пр, 47
На первую страницу сайта
тел: (095) 129-10-11, факс: (095) 718-96-15
Отправить письмо: director@cemi.rssi.ru