Е.В.Устюжанина, А.Г.Петров, А.В.Садовничая, С.Г.Евсюков: "Корпоративные финансы": Введение


ВВЕДЕНИЕ

Целевая аудитория данного учебного пособия — менеджеры. Хотя, на-деемся, она будет интересна и профессиональным финансистам. Тем не менее, ориентация на людей, которые могут не иметь базового экономического образования, обусловила необходимость введения всех основных понятий и описания основных финансовых инструментов "с нуля". Благодаря этому для понимания излагаемого материала не нужно иметь специальных финансовых знаний и навыков, но требуется определенный уровень экономической культуры.

Задача, которую ставили перед собой авторы, — формирование единого, целостного взгляда на финансовые проблемы хозяйственной деятельности. Поэтому главной особенностью изложения является междисциплинарный подход. Мы старались анализировать финансовые проблемы корпорации с четырех различных точек зрения:

  • управленческой (принятие хозяйственных решений);
  • бухгалтерской (отражение хозяйственных операций в финансовом учете);
  • правовой (использование различных финансовых инструментов);
  • собственно финансовой (управление финансовыми потоками).

Надеемся, что такое пересечение ракурсов поможет специалистам различных профессий лучше понять друг друга.

Кроме того, особенностями учебного пособия являются:

  • сквозной характер изложения: от анализа прошлой хозяйственной деятельности до оценки эффективности инвестиционных проектов и описания рынка слияний и поглощений;
  • доминирование общеэкономического видения хозяйственных процессов над узкобухгалтерским и финансовым;
  • акцентирование внимания на финансовых инструментах, используемых для финансирования развития корпорации;
  • учет особенностей российского рынка капитала и российского корпоративного законодательства;
  • включение тематики внутрифирменной экономики —организации системы распределения и перераспределения ресурсов внутри корпорации;
  • максимальная приближенность изложения к российской хозяйственной жизни.

Значительный объем текста занимают числовые примеры и описание практических ситуаций, призванные помочь читателю самостоятельно разобраться в достаточно сложных проблемах управления финансами корпорации, а также почувствовать связь теоретических знаний с хозяйственной практикой.

При подготовке данного пособия авторы опирались на:

- замечательные учебники, посвященные проблематике корпоративных финансов, в том числе: Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов; Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент, Росс С. Основы корпоративных финансов; Уолш К. Ключевые показатели менеджмента и др.;


- практический опыт, накопленный авторами в ходе реализации крупных консультационных проектов (в том числе АК "АЛРОСА", Комиссия по регулированию воздушного движения РФ, Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина, Киноконцерн "Мосфильм", Усть-Илимский целлюлозно-бумажный комбинат и др.);


- отработанный в течение пяти лет курс "Корпоративные финансы" для программы МВА (Государственный университет управления).

Книга состоит из четырех разделов:

I. Введение в финансы
П. Управление финансами корпорации
III. Рынок капитала
IV. Интеграция и дифференциация бизнеса

Первый раздел посвящен анализу и интерпретации экономической информации . Его задача — изложить основные принципы финансового мышления, объяснить, что такое экономическая информация и как она может быть использована в процессе управления корпорацией.

Во втором разделе обсуждаются собственно финансовые проблемы управления корпорацией: оценка эффективности инвестиционных проектов, принятие решений о выборе инструментов финансирования, управление оборотным капиталом, финансовое планирование и управление рисками.

Основная задача третьего раздела - дать общий обзор организационно-правовой базы управления финансами. Здесь исследуются правовые аспекты различных форм привлечения капитала, дается общая характеристика различных видов ценных бумаг, описываются особенности функционирования финансовых рынков.

В последнем, четвертом разделе учебного пособия обсуждаются проблемы, связанные с современными тенденциями развития бизнес-структур: процессом интеграции ранее самостоятельных бизнесов (компаний) и процессом организации хозяйственного взаимодействия внутри гетерономной компании (бизнес-группы).

Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в книге отсутствует обсуждение такого важного вопроса как управление стоимостью компании. Это связано с тем, что в рамках общей серии "Управление корпорацией" издательство "Дело" планирует выпустить специальное учебное пособие "Стоимость корпорации: оценка и управление".

Авторский коллектив пособия:

Е.В.Устюжанина - гл. 1-5, 10, 13, 14, п. 6.2;
А.Г.Петров - гл. 4, 11, 12;
А.В.Садовничая - гл. 9, пп. 6.3-6.6;
С.Г.Евсюков - гл. 7, 8, 14;
В.Л.Устюжанин — пп. 3.3, 6.1.

Авторы выражают свою признательность:

академику А.Г.Аганбегяну, внесшему значительный вклад в разработку концепции данного учебного пособия и давшему глубокие содержательные предложения по совершенствованию первоначально подготовленного текста;

рецензентам книги академику Д.С.Львову и профессору В.И.Данилину — за доброжелательные и конструктивные замечания, позволившие значительно улучшить качество изложения материала;

члену-корреспонденту РАН А.Г.Поршневу и профессору А.М.Зобову — за большую организационную поддержку, оказанную ими авторскому коллективу.

  • О ЦЭМИ
  • Организационная структура ЦЭМИ
  • Деятельность института
  • Научные исследования
  • Подготовка научных кадров
  • Публикации
  • Диссертационные советы
  • Новости
  • Точка зрения
  • Архив
Последние новости: