В статье рассмотрены трансформации массовой
предпринимательской этики ведущих рыночных экономик после Второй мировой войны.
Выявлено, что эти трансформации с новой остротой поставили проблемы разрывов и
лакун между «внутренними» нравственными нормативами предпринимательской среды и
«внешними» нормативными действиями государства в сфере обеспечения справедливых
правил рыночной деятельности и социального мира. Дана оценка влияния этих
разрывов на ослабление институтов взаимного доверия между предпринимателями,
основными группами общества и государством. Показано, что это резко снижает
предсказуемость экономической деятельности и ставит под вопрос содержание,
темпы и перспективы экономического развития.
Ключевые слова: предпринимательство, конкуренция, негативные
экстерналии, социальное рыночное государство, специальные интересы, кризис,
рыночные пузыри, доверие, планирование развития.