Проблема теории
агрегированного (рыночного) спроса, понимаемого согласно Вальрасу как сумма
спросов независимых индивидов, максимизирующих свои «полезности» (функции
предпочтения), заключается в отсутствии у такого спроса аналитических свойств
индивидуального спроса («теоремы о невозможности» Гормана и
Зонненшейна–Мантеля–Дебре). Предлагается решение этой проблемы на основе
концепции статистического ансамбля потребителей рынка как исходного объекта.
Приводится соответствующая модификация модели экономического равновесия
Касселя–Вальда с представлением коллективных предпочтений векторным полем.
Показывается, что модель Эрроу и Дебре с унифицированными продуктами (благами и
факторами) не согласуется с теорией рыночного спроса.
Ключевые слова: статистический ансамбль потребителей, рыночный спрос, поле
предпочтений, экономическое равновесие, модель Касселя–Вальда, модель
Эрроу–Дебре.