Интеллектуальный Капитал 
          доклад на семинаре 27.08.2001 
                А.Н. Козырев
  Интеллектуальный капитал (ИК) в современном понимании – это, прежде всего, люди и знания, которыми они обладают, а также их навыки, связи и все то, что помогает эффективно использовать знания и навыки.  
Принято различать три основных составляющих ИК:  
  1 - человеческий капитал;  
  2 - структурный капитал, в том числе интеллектуальная собственность и документированная информация;  
  3 - клиентский (рыночный) капитал, включая деловую репутацию и связи с потребителями.  
Все три составляющих являются критическими для современной фирмы, работающей в рыночных условиях. Если одна из трех составляющих отсутствует или находится в неудовлетворительном состоянии, то фирма терпит катастрофу. 
  Человеческий капитал можно называть персоналом, кадрами или сотрудниками предприятия. Все это будет правильно. Однако, когда современные менеджеры говорят об интеллектуальном капитале, они подчеркивают возможность и целесообразность вложения средств в персонал фирмы, т.е. в образование ее сотрудников и привлечение новых квалифицированных людей со стороны. Дело в том, что расходы на зарплату, а расходы на переподготовку кадров, как правило, относятся к затратным статьям. С точки зрения финансового учета и налогообложения это оптимальный вариант. Однако с точки зрения управленческого учета правильнее было бы капитализировать затраты на обучение и переподготовку персонала. Более того, затраты на оплату труда в какой-то части тоже можно рассматривать как вложения в персонал. Высокая зарплата не только способствует привлечению и закреплению на фирме квалифицированных кадров, но дает им возможность уделять больше внимания своему профессиональному росту. И наоборот, невыплата зарплаты приводит к оттоку наиболее квалифицированного персонала и недовольству всех оставшихся. Потери от этого явления редко подсчитывают в деньгах, но если подсчитать, они огромны. 
  Если говорить о предприятиях российского ВПК, то самым ценным из того, что у них осталось, справедливо считаются технические и техно-логические ноу-хау. Однако, ноу-хау – это не только систематизированные знания, воплощенные в конструкторской и технологической документации, но и так называемые «молчаливые» или «подразумеваемые» знания, которые передаются от человека к человеку путем показа, демонстрацией приемов. Поэтому ноу-хау входит в состав и структурного капитала и человеческого капитала. Здесь кроется причина того, что интеллектуальная собственность (ИС) без адекватного человеческого капитала обесценивается. Попытки отчуждения ИС от ее создателей в пользу кого угодно, в том числе в пользу государства приводят к ее полному или почти полному обесценению, какими бы высокими целями они не мотивировались. Эта почти очевидная истина очень трудно понимается на практике, причем не только у нас в России, но в России особенно. Нас все время заносит, то в одну крайность, то в другую. Сейчас, например, предпринимается попытка закрепить за государством права на все результаты НИР и ОКР, финансируемые из бюджета РФ или ранее финансировавшиеся из бюджета СССР. Не многим лучше этого стремление многих руководителей предприятий не расплачиваться в полной мере с создателями новой техники и технологий, как у себя на предприятии, так в отношениях между серийными заводами, с одной стороны, и НИИ или КБ, с другой стороны. Проблема адекватной оплаты за творческие результаты и творческий труд является ключевой. Без ее решения кадры все время будут утекать быстрее, чем привлекаться. 
  Клиентский или потребительский капитал – это, наверное, самое не-привычное словосочетание для нашего уха. Действительно, такой капитал не принято учитывать среди активов предприятия, хотя все хорошо понимают, что налаженные связи и хорошие отношения с постоянными покупателями стоят многого и ради их получения стоит вкладывать средства. Просто настал момент, когда учет такого рода вложений многие фирмы пытаются поставить на четкую методическую основу и добиваются в этом деле определенных успехов. 
Мы сейчас в рамках Научного совета по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при Отделении экономики РАН также пытаемся поставить измерение ИК на научную основу.  
При этом у нас есть опыт исследования только в области экономико-правовых проблем, но и в социологии.  
  В ЦЭМИ РАН есть специалисты высшей квалификации прак-тически по всем затронутым вопросам. Мы создаем команду и оформляем ее как виртуальную консультационную фирму с названием, сайтом и т.п. будем оказывать услуги по аудиту ИК, управлению ИК. Суть услуги состоит в том, чтобы увидеть за реальным предприятием его наилучшую возможную перспективную модель и просчитать меры, позволяющие приблизиться к этой модели. Предприятия ВПК в этом плане представляют очень хорошее поле деятельности. Все они, что называется, заслуживают лучшего, чем имеют сейчас.
 
Возврат на предыдущую страницу 

Возврат на главную страницу