ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Экспедиционный Центр «Арктика» Русского Географического общества
Научно-производственная компания «ЭКС-ТРАНС»
 

«Высокоширотная Технологическая Экспедиция»

 

Территория Российской Федерации в силу ее огромных размеров, сложных природно-климатических условий и множества труднодоступных районов остается всё ещё недостаточно освоенной. Большая часть РФ лежит в высоких широтах северного полушария, здесь и весь Крайний Север, и Чукотка с Камчаткой. Хозяйственная деятельность в этих районах сопряжена со многими неразрешимыми трудностями. Вместе с тем, эти районы богаты важнейшими жизненными ресурсами: полезными ископаемыми, лесом и т.д., освоение которых очень замедленно, особенно в последние годы. Причины общеизвестны: общая удаленность от развитых промышленных центров, отсутствие развитой системы дорог, связи, источников энергии и трудные климатические условия.

Между тем, как внутриэкономическое состояние России, так и ее геополитическое положение требуют ускоренного и энергичного освоения этих пространств. Успешная работа в решении этой сложной и масштабной задачи невозможна без мобилизации всего накопленного научно-технического потенциала. Своевременным и эффективным направлением этой работы может стать «Высокоширотная Технологическая Экспедиция».

 

Высокоширотная Технологическая Экспедиция (ВТЭ) – это долгосрочная комплексная научно-практическая программа, разработанная на основе богатого опыта, накопленного Экспедиционным Центром «Арктика» Русского Географического общества более чем за 20 лет экспедиционной деятельности в Арктике и Антарктиде. Она направлена на испытание, апробацию и демонстрацию продуктов и технологий в реальных условиях посредством регулярно проводимых экспедиций.

 

Основные направления ВТЭ:

 

  1. Транспортные технологии:

  2. Разработка, производство и испытание многоцелевых внедорожных транспортных средств на пневматиках сверхнизкого давления (грузоподъемностью до 1т.):

    пассажирский, грузопассажирский и грузовой варианты исполнения;
    поисково-спасательное и медицинское транспортное средство;
    транспортное средство для инспекций нефтегазопроводов и ЛЭП;
    транспортное средство для промысловиков и охотников;
    сельскохозяйственная машина для внесения удобрений и химической обработки полей.

  1. Технологии энергоснабжения и энергосбережения;
  2. Строительные технологии;
  3. Телекоммуникационные и информационные технологии;
  4. Пищевые технологии и продукты питания;
  5. Одежда и снаряжение.


В сотрудничестве с Экспедиционным Центром «Арктика» наши партнеры, в ряду которых могут быть научно-исследовательские учреждения, организации и структуры, осуществляющие свою деятельность в труднодоступных регионах нашей планеты, как крупные, так и мелкие фирмы-производители, общественные организации и движения и др., получают уникальную возможность решить целый комплекс задач, таких как:
 выполнение совместных и собственных научных программ по своей тематике исследований;
 сбор статистических научных данных и другой информации в ходе экспедиции;
 проведение испытаний своей продукции в реальных условиях высоких широт;
 получение экспертных оценок, заключений, рекомендаций по эксплуатации тех или иных изделий в экстремальных условиях Арктики и др.;
 отработка действий в случае возникновения экстремальных ситуаций в условиях Арктики или Антарктиды;

 отработка комплекса учебных программ по действию в сложных погодно-климатических условиях Арктики и Антарктиды;

 решение задач маркетинга в целях более успешного продвижения своей продукции на мировой рынок за счет широкой рекламной кампании, которой сопровождаются крупные экспедиционные проекты;

 привлечение внимания общественности к наиболее актуальным общечеловеческим проблемам, которыми в настоящее время являются наркомания, терроризм, экологические бедствия и др.;

 заявление о себе в центральных средствах массовой информации и целый ряд других задач.

 

Практическим примером реализации программы ВТЭ является экспедиция «Полярное кольцо», разработанная ЭЦ «Арктика» в рамках Международной комплексной программы «Дорога в Третье Тысячелетие».

 

Движение по маршрутам будет осуществляться на пневмовездеходах, разработанных и изготовленных российской научно-производственной компанией «ЭКС-ТРАНС» при участии специалистов ЭЦ «АРКТИКА». Испытания экспериментальных образцов таких машин было успешно проведено в 1999 – 2001 годах как в Антарктиде в ходе прохождения маршрута до Южного Полюса, так и в Арктике.

Все основное снаряжение, которое будут использовать путешественники, разработано на основе их многолетнего арктического опыта, и изготовлено с использованием современных материалов и технологий.

Для определения своих координат путешественники будут использовать современную навигационную аппаратуру, позволяющую пользоваться спутниковой системой глобального определения координат GPS, а для обеспечения безопасности будет применяться международная спутниковая поисково-спасательная система КОСПАС-SARSAT.

Впервые в практике высокоширотных арктических экспедиций будет развернута подвижная постояннодействующая радиостанция Экспедиционного Центра «АРКТИКА» с позывными R3CA/0 для работы на любительских диапазонах частот и с позывным “ТОРОС” для работы на частотах 4717 и 7317 Кгц.

Будет использована спутниковая электронная аппаратура, обеспечивающая прямой выход в Интернет и оперативную передачу больших объемов информации с маршрута в реальном масштабе времени.

 

 

Руководители проекта: Чуков В.С., Бакалов Е.И., Зеленцов А.С., Доронин А.В.

 

 

Региональный общественный фонд поддержки экспедиционной деятельности «Арктика» 
Русского Географического общества РАН
121019, Москва, Староваганьковский пер., д.15, офис 17
Тел.: (095) 222-85-56, (095) 203-18-18, (095) 122-61-54
E-mail: xtrans@arctica.msk.ru; chukov@arctica.msk.ru; bakalov@online.ru 
Web-site: www.ec-arctic.ru
 

Возврат на предыдущую страницу

Возврат на главную страницу